Как понять, что подростку необходима помощь? Повлияет ли обращение к врачу психиатру на его жизнь?


Федеральный центр Профилактика Института воспитания
Как понять, что подростку необходима помощь? Повлияет ли обращение к врачу психиатру на его жизнь?
Федеральный центр «Профилактика» • 13 марта в 21:25
«В феврале 17-летний школьник, совсем ребёнок, покончил с собой, потому что его "перестали увлекать компьютерные игры, потерял смысл в жизни", о чём он написал сам в заметке телефона. Мама подростка рассказала следователям, что в последнее время сын был в подавленном состоянии и часто говорил о суициде. Что делать родителям, если игра стала для ребёнка единственным смыслом жизни? Как понять, что что делать, чтобы не допустить подобных трагедий? Хотелось бы узнать, как родителям справиться самостоятельно, ведь если обратиться за помощью к психиатру с вопросом о суицидальных мыслях, подростка поставят на учёт – это же крест на всю жизнь!»
Ответил Виктор Ведяшкин, главный детский психиатр Алтайского края, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей.
Как понять, что подросток находится в кризисном состоянии?
Вопрос о смысле жизни как о духовной проблеме, связанной с поиском конечной цели и предназначения человека, имеет большое значение для экзистенциальных переживаний подростков в период их становления.
Потеря смысла жизни — это всегда тяжёлое испытание для любого человека. Для формирующейся личности подростка, который ещё не имеет достаточного интеллектуального и эмоционального опыта, это может стать особенно сложной ситуацией. В таких случаях возможны трагические последствия. Однако в любом случае близкие люди могут стать источником поддержки для ребёнка в кризисной ситуации.
Важно подчеркнуть, что суицидальное поведение является последним звеном в цепи дезадаптационого процесса. Часто на начальной стадии дезадаптации у человека, склонного к суициду, увеличивается потребность в общении, чтобы поделиться своими переживаниями.
Часто в такой период дети прямо или косвенно высказываются о нежелании жить.
Важно чтобы такая информация не воспринималась окружающими как шантажная и не заслуживающая внимания, а, наоборот, во всех случаях являющейся сознательной или подсознательной попыткой привлечь внимание к своему трудному положению. Важно не отказывать несовершеннолетнему в беседе, отнестись с сопереживанием к его проблеме, попытаться перенаправить его эмоции в иное русло. Все это поможет отсрочить момент кульминации переживаний и дождаться помощи специалиста, либо вообще поможет ребенку полностью освободиться от актуальности своих переживаний.
С другой стороны, родителей, педагогов, работников в области здравоохранения должно настораживать, если ребенок вдруг становится замкнутым, утрачивает привычные социальные связи.
Необходимо побеседовать с ним, выяснить, что происходит. Дело в том, что суициду предшествует так называемое коридорное восприятие действительности, когда человек на пике отрицательных эмоциональных переживаний не видит ничего, кроме проблемы. Оно вскоре проходит, поэтому иногда достаточно бывает внимательного разговора, какой-то отсрочки, чтобы уже завтра ребенок смеялся над своими проблемами.
Куда обратиться за помощью?
Очень важно, чтобы законные, представители, родители, педагоги знали куда можно обратиться за специализированной медицинской помощью. Своевременно оказанная помощь психиатра поможет избежать наиболее трагичной развязки кризисной ситуации и предотвратить суицид. Один из первых источников помощи – Всероссийский детский телефон доверия. Там работают психологи, которые уже на своем этапе могут купировать часть программы, а иногда и полностью. Так же по этому телефону помогут с маршрутом за специализированной медицинской помощью.
Обращение к врачу-психиатру за помощью – крест на всю жизнь?
Зачастую законные представители детей и сами подростки боятся обращаться за медицинской помощью врача-психиатра. В обществе, к сожалению, глубоко укоренилась психиатрическая стигма, когда люди предвзято относятся к пациентам психиатрических учреждений, к самим учреждениям и специалистам, оказывающим помощь психически больным. Считается, что врач поставит тебя на учет, ты не сможешь получить справку на вождение автотранспортного средства и устроиться на достойную работу.
Эти негативные мифы создают лишь препятствие в получении квалифицированной, а главное — своевременной медицинской помощи нуждающимся.
Поясняю, что постановка на учет — это не единоличная прихоть врача-психиатра, а решение врачебной комиссии из нескольких врачей и, как правило, руководителей структурных подразделений психиатрических учреждений, которые имеют большой опыт и высокую квалификацию в реабилитации пациентов. На учет берутся пациенты с серьезной проблемой и грубыми нарушениями психических функций.
Около 80% пациентов психиатрических учреждений в современном мире — это люди с пограничной психоневрологической патологией (депрессии, неврозы, детские расстройства поведения и задержки развития), которые не нуждаются в динамическом наблюдении врача и получают помощь по мере ее необходимости. Такие пациенты обращаются к врачу самостоятельно, а не по требованиям диспансерного учета. Да и сам учет для пациента практически ничего не значит. Это только напоминание для самого врача, что он должен работать с этим пациентом более внимательно.
В отношении боязни, что при обращении к психиатру будут в последствии ограничения к трудоустройству и вождению автотранспортного средства – это тоже очередной миф.
Ограничения к профессиональной деятельности по болезни (и не только психиатрической) строго регламентированы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. Как правило, пациенты с пограничными состояниями не подлежат ограничению к работе. Да и сами ограничения к работе по болезни имеют объективные причины.
Очевидно, когда человек с умственной отсталостью не допускается к работе управлять общественным транспортом по перевозке людей или пациент с параноидальным бредом не допускается к работе в детских коллективах и преподавательской деятельности. Люди с пограничными психоневрологическими проблемами, как правило, не имеют по приказу МЗ РФ ограничений к профессиональной деятельности и могут работать, когда им позволяет здоровье.
Вообще, здоровье человека — это тот ресурс, который должен находиться в приоритете. Здоровье можно легко утратить, а восстанавливать его достаточно сложно. Поэтому своевременное обращение за медицинской помощью, в том числе психиатрической, очень важно. Зачастую это помогает избежать более серьезных проблем и трагических ситуаций.
Канал для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
https://t.me/profilaktic